воскресенье, 15 февраля 2015 г.

Дворняги против человечества: фильм недели – «Белый бог».



Дворняги против человечества: фильм недели – «Белый бог»

Сегодня почти все напишут про экранизацию эротического хита «Пятьдесят оттенков серого», на который телерекламы призывали заранее раскупать билеты, поскольку лишних не останется. Открыл на днях роман-первоисточник, читаю: «Когда наши пальцы соприкасаются, по моему телу пробегает странная, пьянящая дрожь. Я в смущении отдергиваю руку. Наверное, электрический разряд. Мои ресницы хлопают в такт биению сердца».

Слушайте, можно я на это не пойду? Другие явно напишут про «оттенки серого» убедительнее меня. Я же лучше – про другой вышедший у нас действительно необычный фильм: «Белого бога» венгерского мэтра нового поколения Корнела Мундруцо. На прошлом Каннском фестивале он получил главный приз программы «Особый взгляд». Венгрия выдвигала его и на «Оскар».

О ЧЕМ ФИЛЬМ.

О девочке-подростке и ее любимом псе-метисе, который вырос в атмосфере добра и считает всех без исключения людей замечательными. Поначалу идиллия полная. Пес, например, обожает слушать, как девушка музицирует. «Белый бог» напоминает в этот момент советскую классическую ленту про собаку «Белый Бим Черное ухо» (где идиллия, впрочем, тоже в какой-то момент нарушается). Напасти приходят от власти. В стране (Венгрия, которая чуточку видоизменена режиссерской фантазией) принимают закон, что все беспородные собаки облагаются налогом. Утаить присутствие в доме дворняги трудно – и не только потому, что ее необходимо выгуливать. Уровень догофобии в обществе высок, и соседи с удовольствием стучат на владельцев незаконных питомцев. В результате отец девочки, всегда недолюбливавший ее пса, выставляет его на улицу.

Тут-то главный герой фильма – а это именно пес – впервые сталкивается с так называемым человечеством. Он видит, с какой жестокостью отлавливают на улицах бездомных собак городские службы. Он проходит через массу испытаний, пока они не достигают пика: новый пленивший его хозяин, избивая, воспитывает в нем ярость. Он готовит его к собачьим боям. Именно после боев пес решает взбунтоваться. Это не личный бунт. Наш пес – доминантный. Он – лидер. Ему удается собрать вокруг себя агрессивную стаю примерно из трехсот собак. Эта стая развязывает кровавую смертельную войну против ненавистного человечества. Ударный эпизод – когда она берет штурмом один из городов: улицы заполняет сметающая все и вся яростная свора.

ЧТО В ЭТОМ ХОРОШЕГО.

Конечно, естественно рассматривать «Белого бога» как социальную метафору о современном обществе, которое, прежде всего в бывших соцстранах, вновь становится отчетливо классовым. Это фильм о том, до чего можно довести низы – до того самого бунта, бессмысленного и беспощадного.

Но куда интереснее в этом фильме не метафоры, а конкретика. Это актуальная для нас картина – речь об отношении общества к собакам и вообще животным. Только такая наивная защитница зверья, как Брижит Бардо, могла пригрозить родной Франции, что вслед за Депардье рванет в Россию, поскольку там к животным относятся лучше (после этого во французских соцсетях возникла шутка: пусть Россия отдаст нам Pussy Riot, а мы ей взамен — Бардо, Депардье и Мирей Матье). Венгрия в фильме слегка вымышленная, но очень похожа на нашу реальную страну. Поэтому параллели фильма с реальностью напрашиваются.

Налог на собак – вымысел? Ничего подобного. В верхах уже звучала идея ввести такой налог, причем на всех собак скопом. Хотя налог, по логике, можно вводить только тогда, когда государство хоть что-то само тратит на содержание собак: строит площадки для выгула, сеть урн для сбора продуктов собачьей жизнедеятельности или, как в Турции, спасает бродячих псов: там их стерилизуют, снабжают чипами и отпускают на волю (!).

Жестокость – поклепы на общество? А где еще, кроме нас, существуют так называемые догхантеры? Кстати, о том романтическом слове, каким эти варвары себя назвали, бездумно подхваченном СМИ. Странно цитировать сегодня кинорежиссера и депутата Говорухина, но в начале 1990-х он выступил с разумной (никем, разумеется, не услышанной) идеей, что с некоторыми явлениями надо бороться на лексическом уровне. Тогда как раз вошли в обиход понятия «киллер» и «рэкетир», тоже звучавшие романтически. Почему пресса и все мы подхватываем эти понятия? – возмущался Говорухин. Давайте называть вещи своими именами, по-русски: убийца, вымогатель. А то сидят две дуры-девочки и хвастаются: мой парень – киллер! А мой — рэкетир! Да все не так! Твой парень – вымогатель. Восприятие жизни сразу изменится. Так что какие догхантеры? Убийцы, живодеры – вот точные слова.
Не люблю пафос, но сказано не мной и давно: именно по отношению к животным можно судить об уровне гуманизма и нравственности в обществе. Вот об этом «Белый бог». В какой-то мере это фильм-акция.

О нем можно говорить и как о своего рода профессиональном кинематографическом подвиге. Ведь режиссер Корнел Мундруцо и его команда снимали триста реальных бездомных псов. Как они сладили с этой оравой, как заставили ее выполнять коллективные действия, необходимые для развития сюжета, только им самим ведомо.

Кстати, всех псов до единого после съемок пристроили.

СТРАННОСТИ.

Финал фильма оптимистический, примиренческий, успокаивающий, а зря. «Белый бог» — фильм того типа, который попросту требовал открытого финала: пик конфликта – и бог его знает, что произойдет дальше.

НАШ ВАРИАНТ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА.

Собака бывает кусачей только от жизни собачей.

Юрий Гладильщиков
кинокритик


Трейлер:

Источник 

Комментариев нет:

Отправить комментарий