Хоминг (инстинкт дома) – (англ. homing – от home – возвращаться домой), способность животного возвращаться со значительного расстояния на свой участок обитания, к гнезду, логову и т. д. Наиболее ярко хоминг выражен у видов с дальними сезонными миграциями (угри, морские черепахи, многие проходные рыбы и перелетные птицы). Выработанный путем искусственного отбора, хоминг в высокой степени развит у почтовых голубей.
В нынешней биологической науке утверждается термин «хоминг» – чувство дома, свойственное не только человеку, но и многим животным - домашним и диким. То, что животные тянутся к дому, известно и подтверждается множеством фактов. Выросшие в океане лососи на нерест стремятся попасть туда, где родились сами. Всем известно возвращение издалека голубей. Скворцы, зимовавшие где-то в Марокко, находят, к примеру, не просто Смоленскую область, но и деревню, и милую в ней скворечню. Наблюдая аистов на южной оконечности Африки, мы размышляли, что могли бы видеть своих знакомых у Курска или Полтавы. Это все поразительно. Но тут кое-что объясняют вековые пути миграции. Пингвин, увезенный летчиками на противоположную сторону Антарктиды, там помеченный и выпущенный, через год был обнаружен в родной стае. В эксперименте даже ежик, отвезенный из маленького его логова за семь километров, через три дня был найден на прежнем месте. Особый интерес вызывает возвращение издалека в свой дом наших любимцев – кошек, собак, лошадей. Примеров не сосчитать. Е.Шапошников пишет о таинственном исчезновении лошади. «Грешили на цыган», а оказалось, кобыла принадлежала уральскому казаку, несшему службу в Киеве. Тоска по родным местам заставила лошадь одолеть огромное расстояние и без ошибки найти свою родную станицу Сломихинскую. Сообщается, что лошадь с Урала на службу была доставлена поездом в закрытом вагоне.
Историй о путешествиях к дому собак и кошек зафиксировано во всех странах особенно много. Еще со средних веков сохранились рассказы о том, как собаки, последовавшие за рыцарями в крестовые походы, возвратились затем домой за тысячи километров.
«Чувство дома», стремление к дому, к тому месту, где родился и вырос, убедительно объясняет поговорка «Где родился, там и сгодился». По законам природы, существо к месту, где благополучно выросло, возмужало, стремится потому, что знает: место это надежное. Стремление к нему естественно. Для нас же сейчас важен иной вопрос: как, какие механизмы ведут животных к желанной цели? Ни карты, ни расспросов – куда бежать. И все-таки животные оказываются в нужном месте. Слух, чутье, зрение определить верный курс побудить следовать им длительное время не могут. Значит, есть какой-то механизм навигации, о котором мы пока что не знаем. Все чаще говорят о магнитных силовых линиях Земли. Возможно, именно магнитное поле ориентирует животных. Но как механизм этот действует? Ответа на этот вопрос пока что не существует.
Но о чем говорят эксперименты, в которых испытывались способности собак к ориентировке?
Пятилетнюю шотландскую овчарку по кличке Максл, которая никогда прежде не путешествовала на поездах, в автомашинах и вообще далеко от своего дома в местечке Пушхайм (в Баварии) не уходила, однажды в 8 часов 35 минут утра погрузили в товарный вагон (Максл сидел в корзине и ничего видеть из поезда не мог) и увезли приблизительно за 11 километров, где собака прежде никогда не бывала. Там Максла выгрузили и выпустили.
Велосипедист и исследователи в автомобиле были готовы последовать за ним всюду. Они говорили, что примерно полчаса брошенный людьми пес бесцельно бегал около места, где его оставили. Он очень волновался, часто дышал, и вид у него был жалкий. Потом собака повернула мордой к дому и почти прямиком побежала в свою деревню. Самый прямой путь вел через поля, но она сделала небольшой крюк, предпочтя дорогу. Через час и восемь минут Максл тявкал у своих ворот. Когда во второй раз проделали с ним подобный опыт, Максл прибежал домой еще быстрее, за 43 минуты.
Нечистокровная овчарка Нора обнаружила еще более замечательные способности: она не заблудилась в большом городе, прошла несколько незнакомых кварталов и через 2 часа 10 минут была дома, пробежав 8,5 километров по улица и площадям Мюнхена. И хотя Нора не раз останавливалась, чтобы поиграть с другими собаками, однако с пути не сбилась.
Сорока днями позднее ее снова отвезли туда и бросили, но через 35 минут собака была дома: нашла более короткую дорогу.
Во всех подобных экспериментах собаки возвращались домой прямым или почти прямым путем. Время на поиски дороги не тратили, избранным курсом шли без колебаний. Когда встречали других собак, то по заведенному у них ритуалу обнюхивались, помахивая хвостами, играли или грызлись. И в азарте нередко убегали довольно далеко от пути, которым шли. Однако ни случайные встречи и знакомства, ни городское движение, ни шум, ни тысячи новых запахов не мешали им прямиком возвращаться домой.
Однако не всякая кошка, собака, пингвин или ежик способны успешно реализовать великое чувство – тягу к дому. Мы ахаем, когда налицо результат. А сколько животных приживается в новых местах, сколько их погибает на огромном опасном пути. Сообщения в газетах и интернете о пропавших собаках – очевидное тому доказательство.
У американца намного больше шансов найти потерявшуюся собаку, чем кошку. Статистика показывает, что к хозяевам возвращаются (или находятся) 71% собак и лишь 53% кошек. При этом 66% сбежавших кошек самостоятельно возвращаются домой - среди собак столь сознательно поступают не более 8%.
Достигают цели герои. Во всяком случае, существа незаурядные. Среди животных ведь тоже есть простачки, середнячки, а есть гении. Причем гений может плохо ловить мышей, быть нерадивым сторожем, но у него сильно развито чувство дома и, видимо, хорошо работает пока что неведомый нам навигационный механизм.
Задокументированные факты возвращения собак домой на большие расстояния
Некий наполеоновский солдат под Березиной потерял не только честь французской армии, но и маленькую болонку, которая сопровождала его и в русской кампании, и во всех прочих походах. Солдат вернулся во Францию, уехал в деревню и прожил там целых три года – и тут однажды к его ногам подкатилось какое-то чудовищно измазанное и тощее существо. После отмытия оказалось, что это та самая маленькая болонка, которая три года через Польшу, Германию и пол-Франции шла к своему хозяину.
А у французского мальчика, который работал чистильщиком обуви, был умный спаниель – собака специально наступала на ноги прохожим, чтобы те почистили у мальчика ботинки. Про гениального пса узнал богатый англичанин, который уговорил мальчика продать собачку. Собачку англичанин увез в Лондон… А через три недели спаниель вновь пачкал обувь на улицах Парижа. Как он не заблудился в Лондоне, как сумел переправиться через Ла-Манш – этого никто никогда не узнал. Больше мальчик свою собаку не продавал никогда.
В 1923 г. колли по кличке Бобби, потерявшаяся в Волкотте, Индиана, США, где ее хозяева проводили свой отпуск, шесть месяцев спустя вернулась домой в Силвертон, Орегон, преодолев расстояние около 3200 км. Собака, которую потом опознали жители районов, где пролегал ее путь, шла домой через штаты Иллинойс, Айова, Небраска и Колорадо, а в середине зимы пересекла Скалистые горы.
А вот фокстерьер Виски потерялся в Австралии около города Дарвина – а жил-то он в Аделаиде! Эти города разделяет три тысячи километров, причем все больше безводной и безлюдной пустыни. Но Виски это не остановило – в конце концов он вернулся домой.
При перевозке из Ярославля в Москву летом 1947 года ирландский сеттер Леди убежала на станции Александров. Каково же было удивление владельца, когда она уже через несколько часов вернулась в родной город, преодолев расстояние более чем 100 километров.
Еще более верной дому оказалась борзая Сокол, которая была увезена по железной дороге за 300 километров и все-таки через несколько недель вернулась домой.
Одну немецкую овчарку привезли на Лейпцигскую ярмарку, на которой была устроена большая собачья выставка. Привезли поездом, никогда прежде собака в Лейпциге не бывала. Овчарка убежала с выставки и через восемь дней, проделав 150 километров, вернулась домой! Вид у нее был очень изнуренный, лапы стерты в кровь, но радости ее не было конца.
2-х летний джек-рассел-терьер по кличке Реми преодолел более 30 миль по дороге домой. В четверг она выскочила из машины, испугавшись звуков ветряной электростанции вблизи Ллин Брениг, и скрылась в лесу. В течение последующих 5 часов хозяин безуспешно разыскивал ее. Вернувшись домой, он сразу же разместил объявления о пропаже. Владелец и его брат на выходных обошли прилегающие к электростанции фермы в поисках собаки, но вернулись ни с чем. А придя в понедельник на работу, он увидел Реми, выскочившую из-за стоявшего рядом прицепа. Для того, чтобы вернуться домой, собаке понадобилось 4 дня.
Американская семья переезжала из одного штата в другой. Дворняжку Тони решено было не брать с собой, а оставить на попечение соседа. Но новый хозяин почему-то не пришелся псу по душе, и, решив, что старые хозяева все же лучше, Тони через пару дней отправился в путь. Спустя шесть недель он появился у порога их нового дома. До этого он никогда не был там и, где тот находится, знать, понятно, не мог никак. Новый дом отстоял от старого на 300 миль.
Овчарка Весна три года шла к хозяину из Самары в Белоруссию (город Мозырь). И тоже пришла.
В Киеве к своей хозяйке Н.Мантос через тринадцать лет из Павловска под Ленинградом вернулась овчарка Рольф.
В Подмосковье (г. Авиационный) летом 2006 г. пес Трой сбежал с передержки вслед за хозяйкой, которая уехала на электричке. Поиски по городу в течение недели результатов не дали. Через 2 месяца хозяйка случайно увидела его в центре Москвы, у своего старого дома.
Комментариев нет:
Отправить комментарий