Каждые две недели в детскую библиотеку Культурного центра "ЗИЛ" приезжает собака, чтобы помочь малышам полюбить чтение. Здесь проходит акция "В гостях у Барбоса".
На шее у пса повязан голубой платок, на котором гордо красуется надпись "Собака-терапевт". Это собаки из проекта трудоустройства дворняг "Не просто собаки". "В нашем фонде работают исключительно собаки без породы или собаки-метисы, - рассказала "РГ" специалист по работе с животными Анна Заморникова. - Мы выезжаем не только в библиотеки, но и в хосписы, больницы, дома престарелых, к людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Таким образом мы ломаем стереотип, что дворняжка ничего не умеет. Сегодня наша Тася будет помогать детям, которые плохо читают или совсем не любят читать".
Тасе - 4 года, она - метис. Мама была таксой, в наследство от которой собаке достались коротенькие ножки, кто был папа - неизвестно. Тасю подобрали на улице и обучили всем премудростям помощи людям.
Для собаки и юных чтецов в библиотеке выделяют уютный уголок в окружении стеллажей с книгами: там библиотекари расстилают яркий плед и раскладывают книги и плюшевых собак. Дети садятся рядом с собакой. Хозяйка руководит процессом, но без менторского тона. Здесь она не учитель, а просто друг юного читателя. На занятие нужно записываться заранее. "У нас уже закрыта запись на два месяца вперед, - признается библиотекарь Культурного центра "ЗИЛ". - Каждому мы назначаем определенное время, и к этому времени участники подходят к нам в библиотеку".
Внимательный слушатель.
Возраст участников - от 3 до 12 лет. Собака приезжает в библиотеку на час. За это время ей успевают почитать 5-6 человек. У каждого ребенка в распоряжении не более 15 минут. В идеале на тренинге родители присутствовать не должны. Но не все дети готовы отпустить маму или папу, особенно если пришли в гости к Барбосу в первый раз. Главные действующие лица здесь - собака и ребенок, который благодаря занятию приобретает много полезных навыков.
Во-первых, с помощью собаки дети развивают свои коммуникативные навыки - перед тем как начать читать, ребенок знакомится с тренером, с собакой, может спросить у хозяйки - к примеру, сколько лет псу, что он умеет.
Во-вторых, собака учит заботиться о ближнем. Она же помогает сконцентрироваться на чтении, никто не запрещает постоянно гладить ее во время чтения, а заодно познавать премудрости любви к братьям нашим меньшим.
В-третьих, собака помогает развивать слуховое внимание и фантазию. И самое главное, пес - лучший слушатель. Он помогает ребенку чувствовать себя увереннее во время чтения. Пес "не ругает", если ребенок допустил какую-нибудь ошибку, не отвлекается, слушает внимательнее вечно занятых взрослых. Ведь не все взрослые знают, как правильно сделать замечание малышу во время чтения, если он допустил ошибку - неправильно прочитал слово или поставил ударение не на том слоге. В результате создается психологический барьер - и ребенок совсем не хочет брать в руки книгу.
Хвостатый друг создает атмосферу дружелюбия и расслабленности - все-таки это не урок в школе и не чтение на большую аудиторию. Чтение превращается в игру, ребенок приходит на занятие как на праздник - ожидание такой приятной встречи тоже полезно для детской психики. Кроме того, из-за нехватки свободного времени родители забывают почитать со своими детьми. Вместо этого они включают детям аудиосказки, что по эффективности несопоставимо с живым чтением родителей. Чтение с собаками мотивирует на возвращение традиции семейного чтения.
"Прежде чем допустить собак к занятиям, мы принимаем у них экзамен, - продолжает Анна. - Не каждая собака может стать терапевтом. Она должна быть спокойной, усидчивой, никогда не лаять. Единственная возможная для нее реакция на что-то, что ей не нравится, - она должна просто отвернуться и уйти. Никакой агрессии. Второе важное условие - она не должна бояться чужих людей. Часто собаки общаются только со своим хозяином и других людей рядом с собой не представляют. А на тренинге "В гостях у Барбоса" за час собака общается с 5-6 малышами плюс их родители. Чужих много, и собаке должно быть комфортно в такой обстановке". Действительно, за все время занятия собака ни разу не залаяла, была дружелюбной и не отвлекалась.
Дружить с книгами.
Первым с собакой в это последнее зимнее воскресенье познакомился 6-летний Гоша. Отпускать маму он не захотел. Тем более что пришел на занятие впервые. Так что мама села рядом и попросила сына выбрать книгу. "Собаки у нас нет, мы много путешествуем, часто бываем в отъезде, нам трудно завести собаку", - признается мама и подробно расспрашивает тренера о собаке. После недолгих уговоров Гоша выбрал сказку "Мулле Мек строит лодку". Книга современного шведского автора Георга Юхансона, адресованная ребятам, познающим, как устроены различные изобретения, рассказывает о приключениях мастера Мулле и его верной помощницы собаки Буффы.
Уговорить почитать хотя бы несколько строк Гошу было практически невозможно - он сильно стеснялся. За дело взялась мама, а Гошу просили зачитывать последние предложения каждого абзаца. Гоша гладил собаку, уверенно и четко произносил слова, и кажется, что увлекся занятием. Но отведенное время пролетело очень быстро. Дочитывали книгу мама с Гошей на диване в игровом уголке библиотеки.
Наступила очередь 8-летнего Марата. Сначала ребенок познакомился с псом. Тася легла у ног Марата. Но читать ребенок тоже отказывался. На помощь снова пришла мама. Она выбрала одну из норвежских сказок. "Уж приключения великанов и троллей из далекой северной страны точно должны были заинтересовать ребенка", - подумала мама.
Сказку она дочитала почти до конца, Марату остался только небольшой последний абзац. "Мы пришли в "ЗИЛ" впервые, - поделилась с "РГ" мама Марата. - Сын любит, когда ему читают". "Я не люблю сам читать, люблю, когда мама читает мне", - признался Марат. На вопрос "почему", ребенок развел руками: "Не знаю". Мама рассказала, что очень хотела бы продолжить занятия, но не знает, готов ли будет Марат.
7-летняя Вилена оказалась очень общительной. Присев рядом с Тасей, она первым делом возвестила: "Я в классе читаю лучше всех". "Давай предложим Тасе выбрать книгу, которую она хочет, чтобы ты ей прочитала?" - предложила хозяйка собаки. Из трех книг Тася указала лапой на книгу детских стихов "Веселый самолет". Затем Вилена принялась знакомиться с Тасей. "Это еще щенок?" - спросила она. "Нет, она уже взрослая, мама, у нее восемь щенков", - ответила тренер Анна. Бойко дочитав книгу до конца, Вилена попросила покормить ушастого друга специально приготовленным кормом. Анна с удовольствием разрешила.
"Мы пришли, скорее, не ради чтения, - рассказала "РГ" мама Вилены. - У ребенка присутствует боязнь собак. Очень хочется преодолеть этот барьер и научить дочь общаться с животными. Надеюсь, что занятия помогут. А читаем мы очень хорошо. Я научила Вилену еще до того, как она пошла в школу. Обязательно придем еще".
Как рассказала "РГ" тренер из фонда "Не просто собаки", методика действительно производит свой положительный эффект. В "ЗИЛ" она приехала в первый раз, но в библиотеке в Крылатском она вела занятия в течение года. "Дети после занятий стали читать лучше, более четко, с большим желанием, стали более общительны", - говорит Анна.
Кстати-История вопроса.
Впервые собаки, специально обученные внимательно слушать, когда им читают, появились в библиотеке Солт-Лейк-Сити (США) 15 лет назад, с тех пор эта методика получила распространение по всему миру. В библиотеках Финляндии собаки-слушатели даже числятся в штате сотрудников. Для совместного чтения животных готовят в специальных питомниках.
Впервые программа чтения для собак-терапевтов открылась в 2014 году в Центральной городской детской библиотеке имени А.П. Гайдара и продолжается до сих пор. Студия чтения "Сказки для собак" работает здесь каждый вторник с 15.30. В рамках проекта "Зеленая библиотека" в Российской государственной детской библиотеке 1 марта стартует цикл встреч "Читаем вместе". Встречи будут проходить каждую вторую неделю по вторникам - в 17.00.
Комментариев нет:
Отправить комментарий