среда, 18 мая 2016 г.

Нюх на беду: как проходят тренировки собак в Невском спасательном центре.

Собачий нос иногда бывает эффективнее вертолёта. Это вновь и вновь подтверждают спасатели, которым каждый новый летний сезон приходится выходить на поиск заблудившихся в лесу. Дюжина породистых псов Невского спасательного центра тренируется ежедневно. Как они проявляют себя в деле, на себе испытал Алексей Жуков.

Алексей Жуков, корреспондент:

=«Я должен спрятаться. Где? Как? И что мне делать, когда появится собака?».

Виталий Штемиллер, командир отделения поиска пострадавших:

=«Прятать вас поможет мой помощник, как только вас спрятали, вы сразу являетесь условным пострадавшим — статистом, моя собака будет вас искать найдет и будет облаивать. Ваши действия: не двигаетесь, не разговариваете с собакой».

Правила строгие, но и вопрос решается, в прямом смысле, жизни и смерти. Четвероногий спасатель должен в лесной чаще отыскать потерявшегося грибника. Изображая жертву, главное — грамотно запутать следы, чтобы пёс искал потеряшку именно по запаху, а не по следам. Так что к месту так называемой закладки — двигаемся в обход. Обычно роль заблудившихся грибников исполняют статисты — для членов съемочной группы такая работа только в радость.

Алексей Жуков, корреспондент:
=
«Быть статистом — это, вообще, очень приятно. Лежишь, зелень, солнышко, а тебя будут искать — прекрасно. Ищите меня, пожалуйста».

На поле действия собака появляется только после того, как провожатые возвращаются к месту старта. И после простой команды «Искать» за дело берется полноправный сотрудник МЧС на полном государственном довольствии — лабрадор Юника Вирджиния.

— Условный пострадавший находится на точке, зона поиска 100 на 300 метров. Можем приступать.

Устройства, способного соперничать с собачьим нюхом, по-прежнему не изобретено. У лабрадоров он даже лучше, чем у немецких овчарок. С камерой наперевес телевизионный оператор едва поспевает за процессом. Мокрый нос прочесывает вверенную территорию со скоростью почти 35 километров час. 10 минут и пострадавший обнаружен.

Самый долгожданный момент в поисках — поощрение. Пёс должен любить свое дело, поэтому все проводится в формате игры, за находку сразу дают лакомство, а после отпускают порезвиться. Поисковых собак кинологи отбирают щенками. Так, Джесси сама выбрала себе наставника. Первые приемы осваивала, играя в прятки с сыном спасателя. Затем начались настоящие тренировки, которые будут длиться всю жизнь.

Дмитрий Федоров, кинолог, старший сержант:

= «Сначала она ищет визуально. То есть она видит и бежит за статистом. Сначала она приучается к этому моменту, должна выработаться привязка к статисту. А потом собаку, следующий этап, приучаем, чтобы она уже искала нюхом, а не своими глазами».

Поиск пострадавших — тяжелый физический труд, так что уроки физкультуры — каждый день. Все барьеры преодолеваются с первого раза. Ловкость и спортивное телосложение — в генах.

Алина-Милана Масленикова, рядовой:

=«Все зависит, на самом деле, от разведения овчарок. Данная собака от рабочих родителей, тоже мама искала, отлично искала и выезжала на ЧС различные, находила людей, мы взяли от нее, и тоже отлично работает».

Этой осенью все воспитанники Невского спасательного центра будут состязаться в навыках с поисковыми собаками со всего Северо-Запада. Тогда же у них появятся новые вольеры и современный тренировочный комплекс с бетонными тоннелями и возможностью устраивать дымовые завесы. И обучение хвостатых перейдет на совершенно новый уровень.

Корреспондент:Алексей Жуков

Комментариев нет:

Отправить комментарий