Внутренняя поверхность рубца – ворсистая, как ткань на лохматом пальто. Маленькие тонкие выросты покрывают всю поверхность рубца и служат корове для увеличения внутренней поверхности желудка, которая выделяет нужные для переваривания вещества. Цвет внутренней поверхности варьирует от почти черного до светло-кремового или даже серо-зеленоватого (по-моему, цвет больше зависит от возраста коровы, чем от ее породы, но точно утверждать это я не берусь). Может быть, играют роль и корма, которые давали коровам всю их жизнь. Но что совершенно точно – так это то, что коровушки, которые всю жизнь были обречены поедать подгнившую солому и прокисший силос, имеют внутри рубца значительно более грубые ворсинки. Возможно, на вкус тоже есть разница – во всяком случае, мне приходилось слышать отзывы от людей, которые говорили, что их собака с аппетитом поедает мягкий рубец и с неохотой ест жесткий.
Во многих национальных культурах принято считать рубец деликатесным продуктом. В Польше из него делают фляки – рубец тушеный в сметане с капустой. В русских деревнях больше принято жарить отваренный рубец с репчатым луком, причем для устранения запаха полусваренный рубец моют, отделяют от верхней темной кожицы и доводят до полной готовности уже в другой воде. Автор ради любопытства собственноручно изготовил такое блюдо и свидетельствует, что есть это можно и даже не неприятно – при наличии привычки, наверное, даже было бы и вкусно. Любители же встречались неоднократно, и они чаще всего сравнивают вкус этого субпродукта с кальмаром.
Рубец бывает не только черным, но и очищенным промышленным способом. Для этого рубцы вытряхивают, споласкивают в теплой воде и закладывают в специальный барабан, где их уже ждет почти кипящая вода и водяной пар, а снизу вращается ребристый диск, сдирающий с рубца тонкий верхний слой. Этот слой сваривается очень быстро и уже спустя несколько минут легко отделяется и утекает вместе с горячей водой. Через полчаса из этого барабана можно доставать готовые белоснежные куски. Кстати говоря, отходы от очистки рубца – серая масса, состоящая из комочков слизистой оболочки желудка, представляет собой отличный нежирный и высокобелковый диетический корм для начинающих кушать самостоятельно щенков или выздоравливающих от инфекционных болезней молодых и взрослых собак.
Многие собаководы, особенно начинающие, предпочитают кормить свое животное таким “чистым” рубцом, и в этом есть свои резоны. Во-первых, получаешь в руки не тошнотворную скользкую черную массу, напоминающую особо крупного моллюска, хорошенько выкатанного в навозной лепешке – а чистенькую беленькую упаковочку, которая ничем не пахнет. Во-вторых, это без труда можно сварить и не убегать в это время из кухни, затыкая нос.
Однако самые крутые собаководы, владельцы питомников и короли выставок, предпочитают именно черный рубец, мирясь с его отрицательными сторонами и приводя другие резоны. Во-первых, говорят они, тонкий черный внутренний слой содержит максимум пищеварительных ферментов, витаминов и симбиотических микроорганизмов – тех самых, которые мы покупаем в аптеках, отдавая большие деньги. Либо, если не покупаем, то собака сама принимает меры к их добыче, часто обретая в процессе поиска еще менее приятные ароматы. Симбиотическая микрофлора – вещь для хищника настолько необходимая, что при съедании только что убитого копытного первым делом хищники съедают именно желудок вместе со всем содержимым!
Многие питомники, имеющие в своих странах репутацию лучших в породе, сообщали нам о своем предпочтении рубца перед всеми другими видами кормов. Барри Мэйкпис, президент Английского колли-клуба и владелец всемирно известного питомника колли “Линэйр”, давая интервью автору, сказал, что покупает каждую неделю на местной бойне сколько-то десятков фунтов говяжьих желудков и что это не дорого – не больше недельного заработка квалифицированного рабочего. (Надо думать, его колли зарабатывают ему побольше!) Овчаристы тоже наводили справки в немецких питомниках, чем они кормят своих чемпионов – оказалось, большинство мировых овчарочьих авторитетов там тоже склоняются к рубцу. В общем, все превосходные слова, которые только можно сказать про собачий корм, в этой короткой главке должны быть сказаны именно про рубец, и не моя вина, если они закончились, а читатель еще не убедился в колоссальном природном преимуществе рубца перед прочими другими кормами животного происхождения.
Рубец теряет часть ферментов при варке, а также почти всю микрофлору. Поэтому он будет полезнее, если его давать сырым. Варе-ный рубец без рубцового жира можно считать просто за среднестатистическое мясо. Мои любимые ветеринары просят меня в этом месте еще раз подчеркнуть, что при кормлении сырым рубцом нельзя пропускать плановых дегельминтизаций!
Сетка. По сути дела, сетка – один из выростов рубца, и это тоже мускульный мешок, только меньших размеров и не имеющий внутри ворсинок. Вместо них сетка покрыта тонкими кожными складочками довольно красивого рисунка, и больше всего рисунок похож на увеличенные в десять раз пчелиные соты.
Все, что относится к рубцу, относится и к сетке, так как, кроме поверхности, они мало чем отличаются друг от друга. Во всяком случае, для собаковода, который не собирается сдавать экзамен по пищеварению жвачных, а всего лишь хочет правильно кормить собаку.
СЕТКА
По сути дела, сетка - один из выростов рубца, и это тоже мускульный мешок, только меньших размеров и не имеющий внутри ворсинок. Вместо них сетка покрыта тонкими кожными складочками довольно красивого рисунка, и больше всего рисунок похож на увеличенные в десять раз пчелиные соты.
Все, что относится к рубцу, относится и к сетке, так как, кроме поверхности, они мало чем отличаются друг от друга. Во всяком случае, для собаковода, который не собирается сдавать экзамен по пищеварению жвачных, а всего лишь хочет правильно кормить собаку.
КНИЖКА
Это третий и последний преджелудок крупного рогатого скота (так, между прочим, в среде профессионалов именуются коровы и быки). Но сильно отличающийся от вышеперечисленных. Книжка - это плотный почти круглый или яйцевидный шар размером с футбольный мяч. Сходство усиливает тугая набитость книжки - но не воздухом, а полупереваренными волокнами травы.
Если разрезать книжку поперек, можно увидеть великое множество тончайших пластин, идущих от стенок к середине преджелудка и занимающих почти весь ее объем. Эти пластины не толще страниц книги, за что книжка и получила свое название.
Довольно трудно отделить саму книжку от вышеупомянутых волокон и комочков. Для этого надо вывернуть наизнанку каждую из половинок книжки и довольно долго мотылять ее в большой емкости с нехолодной водой. После процедуры останется не более 10 ее содержимого, что вполне допустимо. Кроме того, чем меньше остается содержимого между листочками этой книжки, тем меньше водорастворимых витаминов получит собака.
С практической точки зрения собаковода, книжка вполне годится в пищу собакам, особенно крупным и уличным. Конечно, ее с удовольствием кушали бы и рафинированные квартирные домашние любимцы. Но эта категория собак часто поглощает наиболее лакомые части своего рациона не где-нибудь, а на хозяйской постели, застеленной шелковым бельем. Так что лучше уж я порекомендую кормить книжкой собак, охраняющих усадьбы и товарные базы: к ним со стороны владельцев все-таки немного менее трепетное отношение.
Почему, несмотря на очевидные минусы, мы все же рекомендуем давать собакам желудки? Потому что взамен собака приобретает отличное пищеварение, полноценный по белкам и витаминам корм и вследствие этого - несокрушимое здоровье и долголетие. Согласитесь, это лучше, чем просиживание в очередях к ветврачам.
Один из лучших американских питомников бассенджи, находящийся в штате Аризона и называющийся, если я не ошибаюсь, “ЛАКАДА”, помня о совсем еще недавней жизни породы в африканских саваннах, избрал именно книжку в качестве основы рациона для кормления своего молодняка. Богатый владелец питомника мог бы обеспечить своим подрастающим чемпионам любой дорогой рацион, но он предпочитает содержать молодняк общей стаей в гигантском вольере площадью несколько тысяч акров и дважды в неделю выкладывает на специальную площадку десятка два невыпотрошенных книжек. Молодые собаки сами разрывают их на части и съедают - так же, как делали это их полудикие предки. Если слабый щенок погибает от голода, не сумев отстоять свой кусок еды, так тому и быть, считает владелец: генам слабых нечего делать в его породе!
В России похожую систему уже три года применяет новосибирский питомник английских кокеров “ПЕСНЯ”. Елена Владимировна Малькова, владелец питомника, тоже предоставляет естественному отбору достаточно места, считая, что оставшиеся щенки будут более крепкими и выносливыми всю жизнь, не доставляя покупателю лишних хлопот. Кроме того, такая система видится ей более экономичной с точки зрения трудозатрат. Начиная с тридцатидневного возраста, в щенячьем вольере (отдельно по пометам) раскладывается несколько избыточное количество книжек, которые сперва обгрызаются щенками снаружи, потом разрываются и съедаются целиком. Как правило, при “самокормлении” еда в щенятнике лежит двое-трое суток, не успевая испортиться. Меньшее количество предлагается щенкам только в сильную жару, в Сибири это бывает не слишком часто.
Выращенные таким образом собаки более крепкие, с чистой блестящей самоочищающейся шерстью, оптимальной толщины и прочности, с объемными и густыми очесами и подвесом, позволяющими моделировать любой вариант выставочного и повседневного тримминга. Кроме того, в эти три года в питомнике не замечалось никаких инфекционных болезней, столь опасных для щенков и молодых собак. Что касается выставочных достижений питомника, то они достаточно хорошо известны и, без сомнения, могли быть еще более впечатляющими, если бы Европа с ее крупнейшими кинологическими мероприятиями передвинулась чуть ближе к Новосибирску.
СЫЧУГ и КИШЕЧНАЯ МАССА
Сычуг - это собственно коровий желудок, в котором происходит переваривание пищи. Это скользкая белая масса, почти всегда совсем пустая, с тонкими пленкоподобными стенками, и вес сычуга обычно не более килограмма или двух. Еще сюда же можно отнести кишечник вместе со всеми брыжейками и соединительной тканью между ними.
Имея рядом конкурента в лице рубца, сычуг и кишечник проигрывают рынок главной натуральной пищи для собак, равно как и кишечный комплект. Но происходит это вовсе не из-за худшего их состава сычуга, а всего только из-за наших человеческих глюков: нам, видите ли, противно брать в руки эту гадость! Но для собак это вовсе не гадость, а лакомая и желанная пища, обычно им не достающаяся. Для зверовых лаек на охоте на копытных - это законная доля, причем устраивающая собаку не менее, чем мускульная часть устраивает охотника, так что каждый получает свое.
Горожанину, конечно, взять этот корм негде, разве что какой-нибудь мясокомбинат наладит выпуск мелко нарезанных свежемороженных отходов. Но где-нибудь в деревне, на даче или на охоте держите в голове возможность такого кормления, и, не исключено, будете удивлены результатом.
Специально для брезгливых напоминаю, что обработанные кишки с древности шли на производство колбас, которыми мы с вами питаемся с удовольствием. А сейчас “натуральная оболочка для колбас” - это даже круто. И вот эти самые скользкие, синеватые, мерзкие кишки отправляются на самые что ни на есть дорогие сорта колбасы.
Кишечную массу и сычуг я рекомендую для крупных собак, особенно испытывающих дефицит животного белка или содержащихся в питомниках (приютах). Идеальный корм для крупного селекционного питомника, где обычно именно питание служит ограничивающим фактором для работы селекционера (особенно если под боком есть небольшая сельская скотобойня, в которой нет цеха для переработки кишечного сырья).
ВЫМЯ
Вымя бывает двух сортов - молочное, то есть действующее, и сухостойное - само собой, понятно, какое. Сухостойное вымя принадлежит не телившимся молодым телочкам или взрослым коровам, находящимся в “запуске” - это короткий период протяженностью около двух месяцев, когда скотина не доится перед очередным отелом. Может быть и третья ситуация - когда лактация закончилась, а покрытия не произошло. Такая корова называется “яловой”, и обычно именно этот контингент в первую очередь попадает на выбраковку, затем на мясокомбинаты и в итоге на стол. Так вот, именно сухостойное вымя повинно в том, что многие считают этот продукт слишком жирным: этот обильно снабжаемый кровью орган получает питательные вещества и жиры по толстенным артериям в избыточном количестве и, не имея возможности отправить их в молоко, откладывает про запас.
А молочное вымя как раз совсем не жирное. Обычно оно представляет собой гигантский бело-розовый или желтый шар с небольшой бороздкой посередине. Если разрезать свежее вымя, из альвеол льется молоко. Если запах молока не кислый, то вымя свежее. Скармливают его отварным или сырым, это уж кто как любит. Только не допустите ошибки, которая стоила карьеры одной из героинь Иоанны Хмелевской. Героиня книги, то есть ее реальный прототип, должна была обсудить какой-то щекотливый вопрос с важным чиновником, которого для этого понадобилось пригласить в гости. При составлении меню выяснилось, что чиновник - большой любитель всяких субпродуктов, в частности, вымечка. Покипятив его минут пятнадцать, дама потыкала в вымя вилкой, убедилась, что оно мягкое и решила, что оно уже сварилось. Разумеется, в тарелке вымечко было совершенно резиновым и не поддалось усилиям столового ножа и челюстей едоков.
Про то, что было дальше с героиней Хмелевской, можно прочесть у самой Хмелевской, к книгам которой я отсылаю заинтересовавшихся. Остальных прошу проявить еще немного внимания к коровьим внутренностям.
Итак, что делать, если запах, издаваемый вымечком, напоминает запах кисловатого молока? Да ничего. Вымя, если оно при этом не изменило своего цвета, вполне еще пригодно собаке в пищу, но скисшее в альвеолах молоко приобрело некую кислотность, которая, естественно, обработала белковую структуру вымени в сторону еще лучшей перевариваемости. Вспомните про шашлыки и кислое сухое вино, о котором идет речь в другой главе этой книги. Другое дело, что скисшее в вымени молоко сообщает нам о том, что после убоя скотины оно пролежало в тепле минимум десять часов и срочно нуждается в тепловой обработке.
Рекомендуется для высокоаллергичных пород собак: чау-чау, шарпеев, японских хинов, акит-ину, сибирских хаски, самоедов, американских, английских и французских бульдогов, белых бультерьеров и аргентинских догов. А если вы будете выращивать щенков, постоянно чередуя с выменем трахею или калтык, получите прекрасный, богатый естественным кальцием мясной рацион.
Публикуется по материалам книги: "Ироническая кинологическая диетология".
Автор Елена Федосеева
Комментариев нет:
Отправить комментарий