понедельник, 27 апреля 2015 г.

Мухтар, ко мне!



Оглядываясь на свою карьеру в кинологии, я удивляюсь, как много времени у меня ушло на то, чтобы понять, как работает мозг собаки. Как и многие из вас, я вырос с уверенностью, что для достижения успеха в обучении собаки ее нужно заставить подчиняться.


Описанные и активно используемые к тому времени в науке методы оперантного научения просочились к тому времени в мир дрессировки, однако в популярной методике «кнута и пряника» от первоисточника осталось крайне мало. Мало того, этот метод «обучения» все еще остается для многих единственно понятным и приемлемым хотя бы потому, что для его понимания и применения не нужно напрягаться.

В детстве я часто болтался около канала, где местные жители выгуливали своих собак. Одним из завсегдатаев был мужчина средних лет с немецкой овчаркой. Он выглядел так, будто родился на улице в дождливый осенний день, а собака, которую в момент просветления он назвал Блеки, унылое черное создание, не особо отличалась от него. По возрасту, думаю, он не отличался от сегодняшнего меня. Соответственно, мне он казался глубоким стариком.

В одну из наших встреч на берегу канала я спросил его, зачем он всегда носит с собой газету, ведь тропинка, по которой он бродил с Блеки, была довольно запущенной и лавочек, чтобы присесть и почитать, предусмотрено не было. Нет, газета была нужна вовсе не для чтения. Мой собеседник сообщил мне, что газета предназначена для наказания собаки в случае непослушания. Сначала, продолжал он, для наказания использовался поводок, но потом Блеки стала отказываться выходить на поводке на прогулку, так что этот гений-дрессировщик сменил орудие для взбучки.

В принципе, газета была эффективной заменой «кнута». Периодически Блеки отвлекалась от медленной прогулки с хозяином вдоль берега и вспоминала, что в жизни есть более интересные занятия – например, вынюхивание «сообщений», оставленных в траве другими четвероногими. Тогда она отставала от владельца, который продолжал свой путь. Заметив, что собака отстала от него на неприемлемое, по его мнению, расстояние, «старик» начинал звать ее. Естественно, в течение пары минут Блеки и ухом не вела. Крики становились все более громкими и раздраженными, и, наконец, в ход пускалась свернутая в трубочку газета.
Под аккомпанемент угроз и хлопки газетой о ладонь Блеки начинала медленно ползти к хозяину – к тому моменту она уже четко знала, на что способна газета, зажатая в тяжелой хозяйской руке. Когда же собака оказывалась рядом с хозяином, он всегда поощрял ее похлопыванием ладонью по спине и громкой похвалой: «Хорррррошая девочка, хорррррошо, «ко мне»!» Затем он всегда поворачивался к несколько ошеломленным зрителям и с довольной ухмылкой сообщал им: «Вот что я вам скажу, ребята: всегда берите с собой на прогулку газетку!»

Но только вот незадача, методика давала осечку на больших расстояниях. Как только дистанция между собакой и хозяином увеличивалась до, по собачьему мнению, безопасной, Блеки просто «делала ноги» с прогулки и спокойно дожидалась возвращения своего владельца у входной двери. Газета не была таким уж всемогущим орудием дрессировки.

Литература о современных методах дрессировки, которую я мог найти, путала все еще больше: книги были написаны тяжеловесным и занудным языком, половину слов в них я не мог понять, а вторую не согласился бы использовать в повседневной жизни под угрозой пытки.

Если вам, как и мне, тяжело продраться через запутанные советы многочисленных специалистов и их заумную терминологию, предлагаю отбросить всю научную шелуху и запомнить только два слова, которые пригодятся вам в дрессировке собак: действие и реакция. Собака предлагает вам нужное для вас поведение (действие), вы реагируете таким образом, которое выгодно ей. Проще не бывает!

Смотрите: щенок добровольно подходит к вам. Теперь предположим, что это поведение пригодится вам в будущем. Погладив щенка или дав ему лакомство, вы даете ему выгодную для него реакцию. Очень скоро щенок сообразит: подойдя к вам, он получает кусочек вкусняшки. Он начнет сам «предлагать» вам такое поведение. Почему? Да потому, что собаки по своей природе крайне эгоистичны. Вся их жизнь посвящена поиску выгоды для себя (простите, если разрушаю ваши иллюзии, но это так).

Таким образом, ваша задача как дрессировщика – определить, какие действия собаки могут быть полезны для ваших целей в ее обучении. Применять эту методику можно по отношению к любому виду дрессировки.
Что дальше? Когда поведение закреплено и щенок подбегает к вам регулярно, пришло время дать ему название. Скажем, это поведение мы назовем «Ко мне!».Теперь, когда ваш щенок бежит к вам в надежде получить кусочек лакомства, дайте ему команду «Ко мне!» и поощрите! Повторяйте это упражнение несколько раз в день, пока щенок не запомнит новое слово. Уже через неделю команда будет служить надежным включателем условного рефлекса.

Теперь ваша задача – закрепление команды, чтобы щенок слушался вас в любой ситуации. Как это сделать? Награждайте его, только когда подход произошел по вашей инициативе и только после команды «Ко мне!». Не награждайте щенка, который постоянно ходит за вами и требует награды. Таким образом, команда дает собаке возможность получения награды и гарантирует ее только в случае исполнения.

Уверен, что многие из вас сейчас возразят мне, что обучали собаку подходу именно по такой методике, но собака все равно не слушается. Причин может быть несколько:

1. Вы начали слишком рано требовать от собаки исполнения команды, не показав ей выгоду послушания. Многие начинают обучать щенка, не оказывая на него никакого давления и не требуя безупречного исполнения команды. Тем не менее, когда щенок хорошо слушается в нейтральной ситуации, нужно повысить требования к нему. Например, на прогулке дождитесь, пока щенок отвлечется на что-нибудь интересное в траве, подождите несколько секунд и позовите его. Если щенок не отреагирует, просто разворачивайтесь и начинайте убегать от него. Только больше не зовите! Когда щенок вас догонит, похвалите его и дайте лакомство.

2. Со щенками и молодыми собаками в обучении можно использовать и социальные моменты – например, если ваш питомец хочет обнюхать другую собаку. Воспользуйтесь этим желанием, подзовите собаку и только потом разрешите ей познакомиться с симпатичным кавалером. Такой прием не только обучит собаку слушать ваши команды вне зависимости от того, чем она заинтересована в данный момент, но и повысит вашу ценность в ее глазах: ведь вы даете именно ту награду, которую она в этот момент больше всего хочет. Не забывайте: отработанная команда – это всего лишь возможность получения награды. Продолжая поощрять собаку, которая подходит к вам, когда это взбредет ей в голову, вы позволяете собаке «сесть себе на шею». Она просто будет делать что захочет и выпрашивать лакомство. Такое обучение закрепит избирательность по отношению к выполнению команды и подведет вас в тот момент, когда вы меньше всего будете этого ожидать.

3. Вы снижаете ценность команды постоянными повторениями. Постарайтесь давать любую команду только один раз. Таким образом, в долгосрочной перспективе вы обучите собаку, что у нее есть только одна возможность получения награды. Если награда достаточно ценна для собаки и она была обучена команде правильным образом, собака будет слушаться с первого раза. Арифметика проста: если собака слушается с двух повторений, значит, ваш успех составляет 50 процентов. А если она слушается только после третьей команды... После пятой... Лично меня такие результаты в момент серьезной опасности категорически не устраивают.

4. Вы преследуете непослушную собаку. Гоняясь за непослушной собакой, вы обучаете ее не слушаться. Для меня лично даже повторение команды – это уже преследование. Ну, а если вы гоняетесь за собакой, будучи не в самом радужном состоянии духа, вы готовите себя к повторению сценария с Блеки, которая сбегала от хозяина при первой же возможности. Я уже говорил, что собака во всем ищет выгоду. То, что вы бегаете за своей собакой, значит, что вы не представляете для нее никакой ценности. Вы не обучили собаку ценить награду и похвалу, которые вы даете. Если собака любит гонять кошек или голубей, уж поверьте мне, она сорвется с места, как только заметит потенциальную «добычу», ведь сегодня ей может не подвернуться другого удобного случая. В отличие от вас кошка дважды звать не будет.

5. Вы подзываете свою собаку, только когда вам это нужно. Поскольку мы начали с команды «Ко мне!», хочу еще раз напомнить: она необходима в жизни владельца любой собаки, даже если его питомец всегда ходит на поводке. Мало ли что... Команда «Ко мне!» – это как исправные тормоза вашей машины. Регулярное техобслуживание гарантирует, что они не подведут при резком торможении.
У моего приятеля живут два общительных лабрадора с хорошим чувством юмора. Их хлебом не корми, только дай обляпать ничего не подозревающего прохожего грязью. Хозяин ежедневно гуляет с ними в лесной чаще, пытаясь избежать встреч с людьми. О команде «Ко мне!» он вспоминает, только когда в поле зрения появляется очередная потенциальная жертва его любвеобильных балбесов. При этом лабрадоры четко усвоили: команда «Ко мне!» означает, что в непосредственной близости появился потенциальный «друг». Угадайте, в какую сторону они бегут, заслышав команду? Вот именно... Собаки не настолько глупы, как нам порой кажется.

6. Ваша награда становится слишком предсказуемой. Награда зачастую становится слишком предсказуемой для собаки, что, конечно, снижает ее ценность. Если вы используете лакомство, разнообразьте свой выбор: сухой корм, печенка, курица... Если собака привыкла играть в мяч или перетягивать канат, не используйте одну и ту же игрушку. Награда более эффективна, если собака не догадывается, какой она будет. Если собака голодна, то лакомство будет лучшим поощрением. Если она игрива и полна энергии, ваш лучший выбор – игра в мяч. Иногда просто ласки будет более чем достаточно. Как там говорят: доброе слово и кошке приятно? Собаке тем более.... Постарайтесь предугадать, чего вашей собаке хочется в данный момент. Пусть она тоже погадает – сделайте дрессировку интересной. Задумайтесь, как часто вы даже представить себе не можете, какое поощрение доставляет вашей собаке больше всего радости и удовольствия? Если собака не голодна, а вы пытаетесь дать ей вкусняшку – вряд ли ей захочется с рвением исполнить вашу команду.

Если собака продолжает игнорировать ваши команды, возможно, стоит дольше обучать ее в контролируемой среде. Не давайте ей возможности не послушаться. Отрабатывайте команду «Ко мне!» в квартире или на огороженной площадке. Выгуливайте собаку на длинном поводке. Так вы сможете избежать возникновения неприятной ситуации. А еще задайте себе вопрос: не ценит ли ваша собака все, что ее окружает на прогулке, больше, чем вас? Если это так, боюсь, одной статьей эту проблему не решить. Собаки по своей натуре существа очень простые и прагматичные. Они не живут прошлым или будущим. Вся их жизнь проходит сейчас. Поэтому ваши действия и поведение во время обучения также должны происходить СЕЙЧАС. Поставьте себя на место собаки: как дрессировщик, вы должны отметить ее поведение, которое выгодно для вас обоих. Как только собака сообразит, что ее определенные действия приносят выгоду, она, в силу природного эгоизма, начнет повторять их в надежде снова получить награду.­ Вам останется закрепить нужное поведение.

Дорогие друзья, я очень надеюсь, что эта статья не станет для вас очередной инструкцией по обучению собаки команде «Ко мне!», а даст возможность понять, как действия людей влияют на поведение собак в самых разнообразных ситуациях. Что до меня, то я за несколько десятков лет так и не воспользовался советом моего старого приятеля, хозяина Блеки. Я не беру с собой на прогулку ни газет, ни даже журналов. Вместо этого мои карманы набиты лакомством, а в одном всегда лежит мяч. Хороших прогулок и вам!

Джерард О'Ши
перевод Светланы Валуевой
Статья опубликована в третьем номере журнала «Друг» для любителей собак за 2013 год


Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий