воскресенье, 22 июня 2014 г.

Схематичное объяснение теории доктора Хельмута Райзера



Принуждение→ Действие ←Мотивация

Данная схема представляет собой модель поведения животного во время выполнения какого-либо навыка под воздействием «прессинга». Необходимым условием является постоянное стремление данной модели к состоянию равновесия.

Исполнение навыка под прессингом вовсе не подразумевает подавленного состояния животного. Прессинг г-н Райзер определил как фокусирование внутренних мотиваций и энергии собаки, а также научение оставаться в этом состоянии долгое время. Собака, работающая под "прессингом" фокусирует все свои инстинкты и побуждения (агрессию, инстинкт добычи, избежание конфликтных ситуаций...) на исполнении навыка. Большая часть обучения в ШХ состоит не из научения технике исполнения отдельных упражнений, а в искусстве приводить собаку в исходное мотивационное состояние, оптимальное для выполнения данного упражнения.

Возьмем, к примеру, упражнение "Движение рядом". В этом упражнении собака должна сконцентрировано, радостно и корректно следовать за проводником. Всем известно, что заданные параметры могут быть идеально продемонстрированы щенком только на протяжении нескольких минут, тогда как взрослая , отдрессированная собака должна демонстрировать такое поведение на протяжении всего раздела послушания. Этого тренер достигает путем научения животного как можно более долго находиться в промотивированном состоянии.

Модель начинает работать (происходит "Действие") при условии демонстрации желаемого поведения и наличии желаемой мотивации, то есть собака движется рядом с проводником сконцентрировано, радостно и корректно. Модель эффективна для любых упражнений, например следовая работа или просто усадка, облаивание или движение рядом. Задача дрессировщика - чтобы собака в процессе обучения оказалась в прямоугольнике - "действие" этой модели.

Первый вариант обучения в нашем примере (движение рядом) - мотивационный прессинг посредством мотивационного объекта (корм или игрушка), побудит собаку двигаться рядом с проводником. Но тут возникает проблема, известная всем на практике: собака начинает прыгать, пытаясь достать мотивационный объект и корректно у ноги не идет. Таким образом наша модель выходит из равновесия и перекашивается вправо.

Для того, чтобы привести модель опять в равновесие, мы должны добиться второго условия, необходимого нам для выполнения данного упражнения - корректности. Средство для этого доктор Райзер обозначил как "техническое/пассивное принуждение".

В нашем примере цели того, чтобы собака не забегала вперед или не отклонялась в сторону будут служить поводок и ошейник. Искусство дрессировщика состоит в соблюдении баланса между мотивацией животного и отрицательными воздействиями. Если собаку слишком сильно простимулировать посредством мотивационного объекта - модель опять перевешивается вправо и собака начинает прыгать. Если же собака получает слишком много воздействий (или чересчур сильные) воздействия поводком и ошейником - модель перекашивается влево. Собака идет рядом корректно, но радости не показывает. Правильный баланс между принуждением и мотивацией дает нам уравновешивание модели и приводит ее в действие.

Второй вариант обучения движения рядом - принудительный прессинг. В этом случае мотивация и положительное подкрепление заменяются отрицательными воздействиями. Оставление собакой позиции у левого колена проводника прекращается соответствующим отрицательным воздействием. Особенно наглядным этот пример становится, если мы представим пассивно плетущуюся позади проводника собаку. При мотивационном прессинге проводник перевел бы собаку в надлежащую позицию с помощью мотивационного объекта. По другому происходит при принудительном прессинге: собака с помощью активного принуждения вытаскивается из пассивного состояния.

Третий вариант - полный прессинг, перекликающийся с утверждением о том. что собака для обучения и полного закрепления навыка должна пройти три стадии: мотивация - принуждение - мотивация. В любом процессе обучения рано или поздно наступает момент, когда собака не имеет внутреннего стимула к работе - у нее просто нет настроения.

Идет перекос модели влево. Возможностью компенсировать данный переход было бы усиленное воздействие на собаку с помощью мотивационного объекта. Однако это связано с многими отрицательными побочными эффектами, одним из которых является понижение уровня возбудимости животного за счет привыкания.

Существует другой, лучший вариант: попытки избежать конфликтной ситуации и пассивность животного компенсируется не за счет усиленного применения мотивационного объекта, но, как в принудительном прессинге, за счет применения активного принуждения.

Таким образом при правильном обучении собака учится отвечать на отрицательные воздействия не попыткой их избежать, а большей заинтересованностью в работе и переходом в состояние мотивации.

Итак, что мы получаем в конечном итоге наблюдая собаку на экзамене?

Собака, исполняющая упражнение под мотивационным прессингом при условии перекоса модели вправо, исполняет его радостно, но некорректно. При том же мотивационном прессинге и перекосе модели влево - корректно, но не показывая радости.

Собака, находящаяся под принудительным прессингом выполняет упражнение очень корректно при нулевой мотивации (нейтрально). Перекос модели вправо повлечет за собой некорректное выполнение упражнения, влево - явную демонстрацию "зажатости" животного.

Что касается полного прессинга, то при нормальном течении экзамена собаку, работающую под ним очень тяжело отличить от собаки, работающей под мотивационным прессингом. Однако полный прессинг имеет одно очень большое преимущество, когда на ход экзамена начинают влиять внешние факторы, такие как стресс большого мероприятия, большое скопление людей, погодные условия и др.