четверг, 26 февраля 2015 г.

О четверолапых героях Великой Отечественной Войны. ...



На всех фронтах ВОВ действовали полки, батальоны, отряды и роты военного собаководства. Всего же по военным дорогам от Москвы до Берлина проползло, прошагало, проехало и пробежало 68 тысяч Шариков, Бобиков и Мухтаров: породных и не очень, больших и малых, гладких и лохматых. Все они внесли неоценимый вклад в великое дело.



Не многие знают, но на историческом параде Победы, наряду со всеми родами войск шли и подразделения военных собаководов. Впереди шагал главный кинолог страны — подполковник Александр Мазовер. Ему было разрешено не чеканить шаг и не отдавать честь главнокомандующему, поскольку он нес на руках бойца 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады — собаку по кличке Джульбарс. Пес был завернут в шинель Сталина. Таково было распоряжение Главнокомандующего.
Даже по героическим собакам не объявляют минуту молчания. Но они заслуживают того, чтобы и о них вспоминали. Как о боевых друзьях. Тех псов уже давно нет в живых, но среди ветеранов есть те, кто дожил до этого дня благодаря собакам.

Первую и единственную в России Центральную школу военного собаководства «Красная звезда» создал ученый, генерал-майор Григорий Медведев. Уже к началу 1941 года эта школа готовила собак по 11 видам служб. Немцы с завистью констатировали, что «нигде военные собаки не применялись столь эффективно, как в России».

Ездовые собаки — около 15 тысяч упряжек, зимой на нартах, летом на специальных тележках под огнем и взрывами вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжело раненых, подвезли к боевым частям 3500 тонн боеприпасов.

Собаки-миноискатели — их было около 6 тысяч, обнаружили, а вожатые саперы обезвредили 4 млн. мин, фугасов и других взрывчатых веществ. Наши четвероногие миноискатели разминировали Белгород, Киев, Одессу, Новгород, Витебск, Полоцк, Варшаву, Прагу, Вену, Будапешт, Берлин. Общая протяженность военных дорог проверенных собаками составила 15153 км.

Собаки-связисты — в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местах доставили свыше 120 тысяч боевых донесений, для установления связи проложили 8 тысяч км телефонного провода. Иногда даже тяжело раненая собака доползала до места назначения и выполняла свою боевую задачу. Связной собаке Альме немецкий снайпер первым выстрелом прострелил оба уха, вторым — раздробил челюсть. И все же Альма донесла пакет. Знаменитая собака Норка за 1942-1943гг. доставила 2398 боевых донесений. Другой легендарный пес Рекс доставил 1649 донесений. Он был несколько раз ранен, трижды переплывал Днепр, но всегда добирался до своего поста.

Собаки-истребители танков — шли на смерть подорвав более 300 фашистских танков. Лишь за один день боев за Сталинград боевые собаки подорвали 27 фашистских танков. Немцы боялись таких псов больше, чем противотанковых орудий. 14.03.1942 г. Из донесения командующего 30-й армии генерал-лейтенанта Д.Д.Лелюшенко. — «Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится».

Санитарные собаки находили тяжело раненых солдат в болотах, лесах, оврагах и приводили к ним санитаров, неся на своих спинах тюки с медикаментами и перевязочным материалом. Если боец оказывался жив — а собаки были выучены это определять! — четвероногий санитар начинал вылизывать раненого, приводил в чувство. Потом собака подставляла раненому бок, чтобы человек мог открыть санитарную сумку, выпить водки, сделать себе перевязку, перевалиться на санки. Тюменские охотничье-ездовые лайки Жучок, Моряк и Товарищ прошли путь от Дона до Праги. Эти лайки вывезли 700 тяжелораненых советских бойцов и командиров. Лайка Жучок был дважды ранен.

Собаки разведывательной службы сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через его передовые позиции, обнаружения скрытых огневых точек, засад, секретов, оказания помощи при захвате «языка», работали быстро, четко и беззвучно.

Сторожевые собаки работали в боевом охранении, в засадах для обнаружения врага ночью и в ненастную погоду. Эти четвероногие умницы только натяжением поводка и поворотом туловища указывали направление грозящей опасности.

Диверсионные собаки подрывали железнодорожные составы и мосты. На спине у таких собак был закреплен разъемный боевой вьюк. Боевые собаки-разведчики и диверсанты участвовали (за линией фронта) в стратегической операции «Рельсовая война» и ее продолжении «Концерт» — действия по выводу из строя железнодорожных путей и подвижного состава в тылу врага.

И, что немаловажно, участвовавшие в войне собаки далеко не все были породистыми. Большинство клубов служебного собаководства было расположено в европейской части страны, подвергшейся оккупации. Много породистых служебных собак погибло в начале войны в отрядах истребителей танков. В конце 1941 года встал вопрос о необходимости использовать в действующей армии охотничьих и беспородных собак.
И даже крупные деревенские псы, никогда не знавшие ошейника, прекрасно работали. Они без устали вывозили раненых, бесстрашно бросались навстречу немецким танкам и старательно разыскивали мины.

Отношение к военному собаководству за время войны сильно изменилось. Эффективность применения собак стала очевидна не только рядовому, который видел работу четвероногих в деле, но и генералам, читающим отчеты. Из директивы: «ГУКР считает нужным еще раз напомнить, что при проведении вой­сковой операции в Шиловическом лесу собаки, обладающие верхним-дальним чутьем и опытом отыскания тайников и схронов, должны быть использованы на самых перспективных участках. Приказываю собак веселить!»

И вот еще некоторые из выдержек шифротелеграмм тех лет: «Срочно! Егорову. В дополнение к нашему No И-1-9486 разъясняю, что все служебные собаки, привлекаемые к розыскным мероприятиям и войсковой операции по делу „Неман“, должны обеспечиваться трехразовым котловым питанием, получая при этом ежедневно полторы суточные нормы продуктов по линии НКО независимо от ведомственной принадлежности. Основание: Распоряжение начальника тыла Красной Армии No 7352 от 19.08.44 г.» А в другом, не менее интересном документе говорится: «В июле с.г. на 1-м Украинском фронте у нескольких собак в результате грубого недосмотра было заварено чутье, в связи с чем предлагается обращать внимание на температуру пищи при кормлении. Также необходимо предотвратить закладку некомпетентными поварами в котлы полевых кухонь различных специй, снижающих остроту нюха у собак».
В архиве сохранилось еще одно впечатляющее распоряжение: «За то, что на утреннем выгуле собаки выгуливаются вяло, имеют печальный вид, а курсанты не пытаются развеселить их, объявляю командиру подразделения наряд вне очереди».








Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий