четверг, 26 ноября 2015 г.

Собака, которую я никогда не знала.


Наталия Червякова

Хочу рассказать про собаку, которую я никогда не знала лично. Которая родилась и жила за несколько десятков лет до моего появления на свет, но которая открыла двери в нашу семью другим собакам.

Итак, речь идет о шестидесятых годах двадцатого века, когда моя мама Оля и её старший брат Коля – ученики третьего и шестого классов, – страстно желали обзавестись собакой. Даже не абстрактной собакой, а обязательно шпицем. Шпиц жил в ярких воспоминаниях любимой бабушки, а еще чеховская «Дама с собачкой» прямо указывала на представителя именно этой породы. Проблема была в отце – моём дедушке, – он собак не любил и просьбу детей не рассматривал. К тому же коммуналка, к тому же большая семья. Уговаривать строгого и принципиального отца было бесполезно и предприимчивые дети решили взять покупку щенка в свои руки. Мама была на их стороне.

Деньги на шпица откладывали с мелочи на завтраки, кое-что добавила мама. Решено было взять щенка, когда отец уедет в командировку. Ждать долго не пришлось. В ближайший выходной брат с сестрой, дрожа от волнения, поехали на Птичий рынок. Да-да, сами добрались на метро до станции «Таганская», сели на трамвай и сошли на остановке, знакомую до мелочей, выученную настолько, что нельзя перепутать ни с какой другой. Не задерживаясь в других рядах, сразу пошли к той части рынка, где продавали собак. А надо сказать, что была зима. Щенки пищали в коробках и грелись друг о дуга, счастливчики выглядывали из-за пазухи продавцов. Однако рассмотреть всех собак было не суждено: почти сразу же дети заметили беленького щенка, копошащегося в сумке.

– Што вам нада? – коротко поинтересовался хозяин сумки.
– Нам шпица надо, – ответил Коля и наклонился к пушистому комочку.
– Так это шпиц и есть! – заверил дядька.
– Сколько стоит? – дрогнул мальчик,
– А сколько есть? Полтора рубля? А столько и стоит! – сделка была завершена, и белый косматый щенок перекочевал под куртку Коли.
Но не смейтесь над неопытностью и доверчивостью Коли и Оли. Чтобы убедиться в принадлежности щена к славному роду шпицев, они отправились к ветеринару, потому что были уверены, что врач-то должен разбираться во всех породах.
– Дядь, а дядь! А что это за порода у нас?
– Дворовый советник! – улыбнулся вет.
– Дворовый советник, – эхом повторили дети и гордые пошли радовать маму.
Так было сделано приобретение собаки, затронувшей несколько поколений нашей семьи.

Отец, вернувшись домой не разделил радости обладания «советником», но избавиться от него не просил. У щенка было непростое детство, проведенное в строгости со стороны главы семьи, но полностью искупаемой всепоглощающей детской любовью. Эту первую собаку звали Урсик. Он обладал лёгким и весёлым нравом и смог расположить к себе даже сдержанного в чувствах отца – моего дедушку. Век белого горе-шпица был недолог – не дожив и до года, он попал под колёса машины во дворе дома. Моя бабушка встретила маленькую Олю на крыльце с этой страшной новостью.

Трагедия была огромной. Только совсем недавно моя мама призналась, что четыре десятка лет жила с этой детской бедой, снова и снова переживая боль того дня. Бабушка тоже сильно страдала от потери, виня себя в гибели собачки и детском горе. Она не любила рассказывать мне об Урсике, предпочитая заменить воспоминания о нём историями о других собаках, появившихся в доме гораздо позже уже с подачи дедушки. В моих детских представлениях они слились в одну любимую всеми лохматую дворнягу Пифа со сложным характером и интересными приключениями.

Много лет в доме не было собак. Однако маленький Урсик успел оставить тёплый след в душах людей и «привести» за собой других представителей хвостатого племени. Собаки, которые жили позже, и которых я тоже не знала и те, с которыми росла и взрослела, были любимы всеми членами семьи. С каждым новым четвероногим другом, с каждой кончиной любимца дедушка становился ещё добрее и мягче. В свои преклонные годы он подкармливал и поддерживал бродячих собак с той же ответственностью, как свою собственную. Мои братья и я выросли с собаками и с памятью о собаках. Мы снова и снова просили рассказов о умнице-боксерше Тиссе, о приключениях лохматой дворняжки Пифика, о забавах скотч-терьеров Шепы и Теты, чью старость я застала и о том, с чего всё началось – о приобретении «шпица» Урсика моей маленькой мамой Олей и её братом Колей.

Я помню всех этих собак, словно жила в одно время с ними; они близки мне, как те, что живут в наших семьях сейчас и нет сомнения, что они сделали нас всех немножко человечнее; в конце-концов, именно они привели ко мне ту, что счастливым щенком крутится у моих ног.

Комментариев нет:

Отправить комментарий