суббота, 15 августа 2015 г.

Собачья жизнь



Трудно объяснить, почему мы с мужем, два взрослых человека, вдруг страстно захотели завести собаку. Двое маленьких детей у нас к тому времени уже было – соответственно, и хлопот с ними хоть отбавляй. Но собака! Такая милая, верная – стала нам чуть не сниться по ночам.
Достаточно скоро мы поняли, что наше жгучее желание не более чем авантюра. Но неожиданно для нас самих авантюра превратилась в доброе дело.

Мечта и реальность
После периода мечтаний о собаке у нас наступил период сомнений. Изучив основные особенности пород, познакомившись с питомцами своих знакомых, мы глубоко задумались. Возможно, здесь сыграл непоследнюю роль вопрос цены – хороший породистый щенок, надежного качества, стоит в основном от десяти до сорока тысяч рублей.

Кроме того: воспитание щенка, это же, как все пугают, будет «третий ребенок». Однажды я даже специально пошла вместе со своей подругой, владелицей молодого золотистого ретривера, посмотреть, как это оно выглядит на деле — «прогулка с собакой». Картины рисовались такие: гуляем вдоль речки, и верный пес следует рядом, а мы наслаждаемся приятной беседой, красотой природы и проч. Но очевидно, в тот день специально для меня было устроено показательное выступление: Бейлис, обычно ведущий себя вполне пристойно, нашел где-то (прошу прощения за такие натуралистические подробности) полуистлевший труп кота и весело носился с ним кругами, удирая от хозяйки, пытавшейся его изловить.

В общем, настал день, когда мы поняли – собаку брать нам не стоит, мы не справимся ни с воспитанием, ни с лечением, ни с дрессировкой щенка. Доводы рассудка победили, но мечта осталась жить.
И в этот момент знакомая рассказала мне про необыкновенную организацию, готовящую собак-поводырей и терапевтов — «Учебно-кинологический центр «Собаки-помощники инвалидов».

Приятное с полезным
Сначала всё это показалось как-то фантастично: опытные дрессировщики, готовящие собак-поводырей, сами покупают, обучают и безвозмездно передают уже обученных животных слепым. Неужели это возможно?! Оказалось, действительно да. Несколько сотен слепых людей благодаря Центру, бесплатно получили замечательных помощников, дрессировщики могли бы подготовить гораздо больше собак, но отсутствие денег и помещений не дает возможности работать на полную силу. Организация не получает никакой помощи от государства и существует исключительно на пожетрвования спонсоров.

Собака-поводырь для слепого – не роскошь, а необходимость. Хотя из-за малого количества собак, она становится роскошью и обычно слепой ждет свою собаку около полутора лет. Собаки помогают инвалидам чувствовать себя более независимыми и даже можно сказать, что собака помогает инвалиду «чувствовать себя по-человечески» — быть более уверенным. С собакой можно ходить в магазины, сберкассу, аптеку. Кто-то из инвалидов с помощью собаки смог познакомиться с девушкой и создать семью, кому-то поводырь помогает добираться до работы.

Но при чем тут мы с нашим сумасшедшим желанием «взять собачку»? Дело в том, что здесь ищут людей, предлагают взять БЕСПЛАТНО, породистого, хорошего щенка. С прививками, с родословной. Сотрудники центра помогают в его воспитании и лечении (если нужно). Да еще и оплачивают питание. Если вам нужно поехать на отдых или вдруг придется лечь в больницу, то собаку возьмут на передержку. В любое время дня и ночи обещают поддержку и консультацию специалистов. Только одно «но», — дают щенка на время. На год или чуть больше. До тех пор, пока щенок не станет способен к обучению на поводыря. После этого собаку передают слепому.

Дело в том, что щенок-будущий поводырь должен жить не в питомнике, а среди людей. Быть «социально адаптированным»: не бояться машин и общественного транспорта, уметь вести себя в обществе.

Несмотря ни на что, нам показалось это предложение очень привлекательным. Мы получаем бесплатно замечательную собаку! Сможем попробовать свои силы, понять на деле, годимся ли мы на роль собаковладельцев. Посмотреть, как дети будут с ней общаться. И если вдруг мы с ней не справимся, то ее могут забрать обратно и нас никто за это не осудит (так было написано на сайте). Причем, что немаловажно, получая удовольствие от присутствия четвероногого друга, мы еще будем выполнять и полезное дело. И когда придется отдавать воспитанника постоянному хозяину-инвалиду, разлука будет не такой горькой, ведь наш питомец отправляется не для того, чтобы быть игрушкой или украшением интерьера, а служить больному человеку. Чего же еще желать!

Первая встреча
Созвонившись с Еленой Орочко, руководителем Центра, мы стали ждать щеночка. Елена сказала, что как раз сейчас есть на примете собака, которую предложили заводчики, и после проверки ее профпригодности на поводыря, можно будет забирать. Прождав недели две, мы позвонили. Оказалось, что тот щенок не подошел (как и второй, и третий). Далеко не каждая собака может быть поводырем. Требуются необходимые качества: уравновешенность, смелость, коммуникабельность. Через некоторое время Елена позвонила и сказала, что можно ехать.

Вместе с ней я отправилась к заводчице, которая предлагала щенка для Центра. Мы вошли в квартиру и… Кесси, ослепительно красивая, палевая (скорее бело-золотистая) лабрадорша четырех месяцев от роду радостно встретила нас. Спокойная, она не прыгала и не скакала бестолку. Лежала и смотрела удивительно умными глазами. «Кесси Аленький цветочек», — так было ее полное имя.

Елена занялась оформлением документов, оплатой (щенок достаточно недешево стоил). В какой-то момент Кесси встала и сделала лужу на ламинатном полу. «Самое время передумать», — засмеялась Елена. «Ну уж луж-то мы точно не побоимся», – подумала я.

Оказалось, что лабрадоры в свои четыре месяца достаточно крупные собаки. Я-то рассчитывала нести ее на руках в метро и электричке, но не тут было: ростом она была примерно с крупного спаниеля и весила больше десяти килограммов. Пришлось вызывать такси.

Авва Кеся
И вот она у нас дома. Гораздо больше, чем луж на полу, я боялась того, как ее примут дети. Младший, двухлетний, обожает животных, на улице не пропустит ни одну собаку, но он же и бессовестно тискает всех знакомых четвероногих (если они, конечно, позволяют). Старший же, четырехлетний, может быть даже агрессивен к собаке. Не будут ли они ее мучить? Не испугают ли своими воплями?

Ребята были от «Аввы Кеси» (так ее назвал младший) в восторге. Но она, похоже, от детей в еще большем – стоит ей увидеть ребенка, даже на улице, она бросается со всех ног (или лап), хочет здороваться и лизаться. (От этого нам предстояло ее отучать: собака-поводырь должна относиться как можно спокойнее ко всему, встречающемуся на ее пути, в том числе и к своим собратьям, и к детям).

Поначалу Кесси несколько раз опрокидывала ребят, пытаясь облобызать. Один раз это произошло на улице, и Ваня ударился головой об асфальт после Кессиного прыжка. Второй раз не повезло Тише – он дразнил собаку, предлагая ей отнять у него из рук игрушку, Кесси подпрыгнула и лапой попала ему в лицо, расцарапала щеку, и след от когтей прошел милиметрах в трех от глаза.

Нас это напугало, но от прыганья Кесси довольно быстро отучилась. Гораздо сложнее оказалось научить детей вести себя с собакой благопристойно. Периодически они все-таки пристают к ней, Ваня то сядет, то ляжет на нее, и никак не может оставить в покое Кессины хвост и уши. Она же терпеливо всё переносит.

Прогулка наша выглядит теперь так: коляска с двухлетним Ваней, сверху сидит четырехлетний Тиша, а Кесси на поводке крутится то справа, то слева, постоянно перебегая. Ходим с ней в магазины, на рынок (чтобы она не боялась шума и скопления народа).

Поначалу очень удивлял восторг прохожих, внимание к ней на улице. Подумать только, вот наши маленькие дети – насколько они лучше собаки, но никогда не вызывали такого восторга. Тут же со всех сторон умилительные взгляды и возгласы: «Ах, какая собачка!» Для будущего поводыря это не на пользу, он не должен реагировать на пристальное внимание к своей особе, и тем более, не принимать никаких подачек.

А однажды она потерялась… После этого случая мне показалось, что у Кесси есть свой, какой-то особый собачий ангел-хранитель. Представить только: наши знакомые шли по улице, находящейся не так уж и рядом с нашим домом. И увидели Кесси, весело бегущую по тропинке. Собака радостно поприветсвовала их и, ничуть не возражая, когда ее позвали, пошла с ними обратно к нашему дому. На самом деле это настоящее чудо. Поселок у нас большой, население несколько тысяч, знакомых мало, но как-то получилось, что Кесси встретили именно те люди, кто хорошо знал, где она живет. Оказалось, что кто-то из родственников, приехавших к нам в гости, не закрыл калитку, чем Кесси и поспешила воспользоваться.

Собачья жизнь
Достаточно быстро все основные проблемы с Кесси решились: прыгать она перестала, лужи стали появляться всё реже. С лужами вопрос решается так: чем чаще выводить на улицу, тем меньше луж. Утром, сразу как встали, вечером перед сном и в течение дня раза три-четыре.

Частая проблема с щенками – это испорченные их растущими зубами вещи: обувь, книги с нижних полок, компьютерные провода. Мы отделались минимальными затратами, поскольку наши дети уже давно приучили нас убирать всё опасное из зоны досягаемости. Кесси погрызла две-три брошенные книжки и несколько игрушек (которые дети сами ей предлагали). Обувь ее почему-то не интересует. Может быть, потому, что мы предлагали ей специальные субпродукты «для точки зубов», продающиеся в зоомагазинах.

Поддержка от центра чувствуется постоянно: и питание собачье оплачивают, и на любые вопросы всегда ответят. И когда мы уехали отдыхать, Кесси нашли на время хозяев, у которых она жила в наше отсутствие.
Нам попалась действительно очень спокойная и умная собака, хлопот с ней, как мне кажется, не так уж и много. Но какие-то сюрпризы все равно время от времени преподносит. То повадится бегать на соседний участок (мы живем в Подмосковье, в частном секторе) и тогда приходится возводить баррикады под забором, где она пролезала.

А однажды она заболела. То ли переохладилась во время купания в речке, то ли просто на улице. Начался цистит: собака не могла дотерпеть, пока ее выведут в туалет и дома всё утопало в лужах. Кесси явно чувствовала себя виноватой, прямо как человек, прятала глаза. Но мы, конечно, ее и не ругали нисколько. Выводили на улицу каждый час, давали лекарство, назначенное ветеринаром, и она быстро пошла на поправку.

Время бежит быстро и скоро настанет час, когда придется нам с ней расстаться. (Честно говоря, я даже рада буду, если это действительно будет так. Ведь случается, что уже после года у собаки могут проявиться качества, непригодные для поводыря. Конечно, мы привыкли к ней и полюбили, но хочется, чтобы Кесси приносила пользу тому, кому она так нужна. Ведь собак – поводырей катастрофически не хватает).

Нам говорят: «А как же дети?! Для них это будет травма». Мне кажется, это взрослые излишне трагедизируют, дети же воспринимают всё более просто, к тому же мы им с самого начала сказали, что собаку мы взяли на время, она поживет у нас, а потом отправится помогать людям.
Да собственно, Тиша мне уже давно заявил: «Когда мы отдадим Кесси слепому, то купим себе овчарку!»

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий