АВТОР В. БЫЧКОВСКИЙ
Спросите у любого ребёнка: как выглядит ангел-хранитель? И он без раздумий назовёт или нарисует некое небесное создание с человеческим лицом и с крыльями. Таким изображают ангела даже в букваре. А в жизни, дети не видят ангелов, и вспоминают о них под Новый год и в Рождество. Несомненно, из-за подарка, который появится под ёлкой благодаря ангелу или Деду Морозу. А ангел… игрушкой висит на ёлке и слегка покачивается от сквозняков и волнений в доме. Вот такой ангел-хранитель остаётся в детской памяти – маленький, холодный, никчёмный.
А, став взрослыми, мы ещё реже вспоминаем ангела, лишь в печальные дни, когда сильно заболеем, когда провожаем в последний путь близкого человека. Да и вспоминаем ангела без особой надежды на чудо, и крылатые ангелы в нашем сознании расплываются до светлого облачка в небе. Не чувствуем его любви, не видим его даже во сне. Уж очень мы далеки от небесного ангела. А если вдруг почудится, что ангел рядом, то ощутим потусторонний холодок.
Может поэтому ребёнку и в голову не приходит попросить родителей купить ему живого ангела, ну хоть самого маленького ангелочка. Зато редкий ребёнок не мечтает о самом земном и доступном – о собачке. Взгляните в глаза малыша, когда он видит собаку – ему бы прикоснуться, обнять, потискать её! А многие дети сами готовы ползти к ней. При этом они не испытывают страха и нередко лезут прямо к морде – готовы целовать её! Однако первой лизнёт всё же собака. Лизнёт, как своего щенка: легонько слижет с детского личика слёзы восторга или слёзы обиды на родителей, которые с силой тянут своё чадо от бездомной собаки.
Так уж постарались санитары города. Следя за антисанитарными нормами в местах общежития, общество просмотрело антисанитарию в головах людей. А понял я это, когда прочитал «Поэтические воззрения славян на природу» А. Афанасьева.
Оказывается, в былые времена, людям и в голову не могло прийти, чтобы дурного человека назвать псом. К примеру, у древних египтян собаки, равно как и кошки, пользовались уважением. А египетский бог Анубис и вовсе имел собачью голову. В древней Греции собаки так же пользовались большою любовью. А индоевропейские народы до сих пор приписывают собакам духовидство – они чуют приближение богов и демонов, незримых очам смертного. Немало доброго о собаке можно найти и в преданиях русского народа. Например, чёрная собака предохраняет дом от удара молнии, а собака двоеглазка (два белых пятна над глазами) усматривает всякую нечистую силу. Вероятно, как раз за эту чудесную способность собак – чуять худое за версту и вмиг распознавать людей - и идёт молва о чертовщине в собаках. К тому же на роль духовидцев всегда претендуют люди. А уж они-то придумают, как очернить собак: начнут с блох на бездомных животных, а закончат бесами в собаках.
Но сейчас я думаю об обычных собаках: о больших и маленьких, о кудрявых и гладкошерстных, о породистых и дворнягах, о них болит моё сердце, когда вижу их безотказность в самых драматических ситуациях нашей жизни. А ведь собаки знают, что их ждёт, когда лезут в завалы, когда ступают на минное поле, когда бросаются под танки…
В годы Отечественной войны один русский солдат благодаря собакам спас 1580 человек! Спасал на волокуше, запряжённой собаками, где постоянной «коренной» была лайка, с которой он прошёл всю войну! Но чаще собаки гибли на передовой – свыше 1,5 миллиона собак погибло на фронтах Отечественной войны. В основном подрывались под танками. Жаль, что на этом «война» для собак не закончилась. После парада, посвящённого дню Победы, колонна военных санитаров распрощалась с собаками – всех собак отправили на мыловарню. И это после парада Победы? Уже тогда государство показало не только мощь и силу военной техники, но и жестокость сердец тех военачальников, которые приняли столь «важное» решение об утилизации геройских собак… Я просто уверен, что тем «мылом» советские люди смывали с себя не только пот и кровь, а смывали доброту и любовь с сердец. Предполагаю, что эта директива для мыловарных заводов исполнялась всё советское время, если сразу после развала Союза у «новых» русских появился большой спрос на такое развлечение, как собачьи бои.
Собаки и сегодня живут как на фронте, за любым поворотом улицы собаку может ждать живодерня. И эта «война» объявлена законодательно. Отловом занимаются серьёзные организации, которые привлекаются местными исполнительными и распорядительными органами. Это могут быть предприятия жилищно-коммунальных хозяйств, автобазы, а также охотники и специалисты МЧС. Пойманные ими безнадзорные животные доставляются в пункты временного содержания, которых крайне мало. Такие пункты есть только в крупных городах, но и те, ссылаясь на нехватку средств, отловленных животных сразу усыпляют или отстреливают. И этот способ можно считать самым «цивилизованным». Например, недавний случай в Столбцах (Беларусь). Там на глазах у взрослых и детей после неудачного выстрела грузчик бригады по отлову добивал собаку монтировкой… Есть ощущение, что собаки становятся человечнее, а люди всё больше звереют. И как следствие, растёт количество душевнобольных и повышается спрос на отчитывание в православных храмах. И не дай бог стать свидетелями того, как изгоняют нечистую силу – когда люди лают, воют… и, конечно, льют слёзы. Надеюсь, человеческие слёзы. Порой мне кажется, что в людских душах собак больше чем на улицах. Отсюда и покусанные дети. Ведь это люди учат собак кидаться на соседей. А у кого не хватает духа для травли собак, тот нанимает тренера. Специалист быстро научит командам – «Взять!..» Но уже никто не научит без слов понимать животных. «Взять!..» – сегодня наш язык. И если люди когда-то поклонялись язычеству, то сегодня зубачеству и деньгам.
Как ни прискорбно, но часто, прикрываясь любовью к животным, люди при помощи собак решают свои шкурные проблемы. Родители компенсируют недостаток своего внимания к детям, семейные пары – отсутствием супружеского взаимопонимания, одинокие люди – неспособность и нежелание строить отношения с окружающими людьми. И домашние животные в этом случае только усугубляют проблемы современного общества, где каждый – за себя, где перестают общаться даже с родителями, а дружба, как понятие, уже выглядит устаревшей. Всё чаще и чаще мы слышим от людей: «Я больше люблю зверей, они не предают и не продают». Чего не скажешь о владельцах собак – ведь брошенных собак становится всё больше и собачий рынок процветает.
На основании отечественных и западных исследований приводится такая цифра: бескорыстно питомцев заводят только 50% людей. Гораздо чаще теми, кто покупает щенка, руководят корыстные мотивы. Мы уже не удивляемся, если на руках состоятельных людей видим разодетую собачонку, которую угощают таким лакомством, цена которого позволила бы какой-нибудь старушке питаться целый месяц. А из интервью со «звездой» мы можем узнать о таких чистокровных собачках, которые стоят как престижные машины. Тщеславие, зависть, нажива – всё это породило собачий рынок, где собаке отвели роль выгодного товара. Появились собаки в «шоколаде» и собаки в подворотне, посередине пропасть, которую не перепрыгнуть даже гончей! Такая же пропасть и между людьми. И невольно подумаешь о крылатых ангелах.
Только где они? Неужели ангелы остались только на старинных гравюрах и на живописных полотнах прошлого? А может ангелы окаменели, и пылятся сейчас в музеях? Ведь даже из этого наследия хорошо видно, что ангелы парили над людьми. Но когда-то и птицы парили над человеком, много птиц, а теперь большинство птиц в «красной книге». Может и ангелы где-то там - между строк «красной книги»?
Случайно или нет, но и космос первыми покоряли собачки. В Советском Союзе все знали собачку Лайка. Но мало кто знал, что среди советских четвероногих космонавтов первой была не Лайка. Имена первых покорителей космоса – Цыган и Дезик. После них летало еще 29 собак. И только 3 ноября 1957 года на орбиту была выведена собака Лайка, упомянутая в Звездном городке на таблице с именами погибших космонавтов. А первый успешный орбитальный полёт с возвращением на Землю 19 августа 1960 года совершили собаки Белка и Стрелка. Выходит и у дворняг есть «крылья»!
Но всему свой срок - миновало это время. А ещё раньше миновала и сказка для нас: отказались от нас наши древние заступники, разлетелись вещие птицы, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи – кажется и конец уже близок… Но Господь не оставляет нас без ангелов. Только теперь ангелы земные, чтобы даже на минуту не оставлять людей без присмотра. А кому это по силам? Только собакам! И бегут между нами собаки, и прямо на бегу спасают наши души. Люди дошли уже до ручки… ножа, пистолета, автомата… до детской ручки голодного беспризорника, который собаке завидует. А если ест хлеб, то делится с бездомным псом – нередко спит с ним. С ангелом спит!
После моих размышлений, возможно, и меня кто-то назовёт псом. Я не обижусь. И уж тем более не стану «лаять» на них, или «выть» на судьбу, а нежно поглажу свою дворняжку. Многому я научился у неё, особенно - терпению. Но разве сравнить наше терпение или нашу любовь с их преданностью людям?
Я никогда не забуду историю собаки Хатико, произошедшей в Японии. Этот пёс родился в 1923 году. Его хозяином был профессор Токийского университета Есабуро Иено. Хатико всегда провожал профессора до станции Сигуя и всегда дожидался его возвращения. Но однажды профессор не вернулся – он умер. А Хатико продолжал его ждать на станции, и ждал девять лет, ждал до последних своих дней. Хатико умер в 1934г. Сегодня на том месте стоит бронзовая статуя ждущего Хатико. И таких собак застывших в камне и в бронзе немало, они есть во многих странах. Эти собаки до последнего вздоха ждали своего хозяина, ждали и верили в его возвращение.
И мы, однажды потерявшие любимого пса, невольно вздрагиваем, когда вдруг увидим похожую собаку - мы сердцем ждём утерянных собак, и остаётся с ними связь как с ангелами… И очень хочется верить в то, что когда-нибудь люди будут вкладывать совсем иной смысл в слово - «собачий». И люди опять станут приветствовать друг друга не «здравствуйте», а как в древности - «радуйся». Радуйся встрече! Как радуются нам знакомые собаки. И, как на остаток старинного уважения к собаке, закончу народным советом: «Не пинай собаку – нето судороги потянут».
А, став взрослыми, мы ещё реже вспоминаем ангела, лишь в печальные дни, когда сильно заболеем, когда провожаем в последний путь близкого человека. Да и вспоминаем ангела без особой надежды на чудо, и крылатые ангелы в нашем сознании расплываются до светлого облачка в небе. Не чувствуем его любви, не видим его даже во сне. Уж очень мы далеки от небесного ангела. А если вдруг почудится, что ангел рядом, то ощутим потусторонний холодок.
Может поэтому ребёнку и в голову не приходит попросить родителей купить ему живого ангела, ну хоть самого маленького ангелочка. Зато редкий ребёнок не мечтает о самом земном и доступном – о собачке. Взгляните в глаза малыша, когда он видит собаку – ему бы прикоснуться, обнять, потискать её! А многие дети сами готовы ползти к ней. При этом они не испытывают страха и нередко лезут прямо к морде – готовы целовать её! Однако первой лизнёт всё же собака. Лизнёт, как своего щенка: легонько слижет с детского личика слёзы восторга или слёзы обиды на родителей, которые с силой тянут своё чадо от бездомной собаки.
Так уж постарались санитары города. Следя за антисанитарными нормами в местах общежития, общество просмотрело антисанитарию в головах людей. А понял я это, когда прочитал «Поэтические воззрения славян на природу» А. Афанасьева.
Оказывается, в былые времена, людям и в голову не могло прийти, чтобы дурного человека назвать псом. К примеру, у древних египтян собаки, равно как и кошки, пользовались уважением. А египетский бог Анубис и вовсе имел собачью голову. В древней Греции собаки так же пользовались большою любовью. А индоевропейские народы до сих пор приписывают собакам духовидство – они чуют приближение богов и демонов, незримых очам смертного. Немало доброго о собаке можно найти и в преданиях русского народа. Например, чёрная собака предохраняет дом от удара молнии, а собака двоеглазка (два белых пятна над глазами) усматривает всякую нечистую силу. Вероятно, как раз за эту чудесную способность собак – чуять худое за версту и вмиг распознавать людей - и идёт молва о чертовщине в собаках. К тому же на роль духовидцев всегда претендуют люди. А уж они-то придумают, как очернить собак: начнут с блох на бездомных животных, а закончат бесами в собаках.
Но сейчас я думаю об обычных собаках: о больших и маленьких, о кудрявых и гладкошерстных, о породистых и дворнягах, о них болит моё сердце, когда вижу их безотказность в самых драматических ситуациях нашей жизни. А ведь собаки знают, что их ждёт, когда лезут в завалы, когда ступают на минное поле, когда бросаются под танки…
В годы Отечественной войны один русский солдат благодаря собакам спас 1580 человек! Спасал на волокуше, запряжённой собаками, где постоянной «коренной» была лайка, с которой он прошёл всю войну! Но чаще собаки гибли на передовой – свыше 1,5 миллиона собак погибло на фронтах Отечественной войны. В основном подрывались под танками. Жаль, что на этом «война» для собак не закончилась. После парада, посвящённого дню Победы, колонна военных санитаров распрощалась с собаками – всех собак отправили на мыловарню. И это после парада Победы? Уже тогда государство показало не только мощь и силу военной техники, но и жестокость сердец тех военачальников, которые приняли столь «важное» решение об утилизации геройских собак… Я просто уверен, что тем «мылом» советские люди смывали с себя не только пот и кровь, а смывали доброту и любовь с сердец. Предполагаю, что эта директива для мыловарных заводов исполнялась всё советское время, если сразу после развала Союза у «новых» русских появился большой спрос на такое развлечение, как собачьи бои.
Собаки и сегодня живут как на фронте, за любым поворотом улицы собаку может ждать живодерня. И эта «война» объявлена законодательно. Отловом занимаются серьёзные организации, которые привлекаются местными исполнительными и распорядительными органами. Это могут быть предприятия жилищно-коммунальных хозяйств, автобазы, а также охотники и специалисты МЧС. Пойманные ими безнадзорные животные доставляются в пункты временного содержания, которых крайне мало. Такие пункты есть только в крупных городах, но и те, ссылаясь на нехватку средств, отловленных животных сразу усыпляют или отстреливают. И этот способ можно считать самым «цивилизованным». Например, недавний случай в Столбцах (Беларусь). Там на глазах у взрослых и детей после неудачного выстрела грузчик бригады по отлову добивал собаку монтировкой… Есть ощущение, что собаки становятся человечнее, а люди всё больше звереют. И как следствие, растёт количество душевнобольных и повышается спрос на отчитывание в православных храмах. И не дай бог стать свидетелями того, как изгоняют нечистую силу – когда люди лают, воют… и, конечно, льют слёзы. Надеюсь, человеческие слёзы. Порой мне кажется, что в людских душах собак больше чем на улицах. Отсюда и покусанные дети. Ведь это люди учат собак кидаться на соседей. А у кого не хватает духа для травли собак, тот нанимает тренера. Специалист быстро научит командам – «Взять!..» Но уже никто не научит без слов понимать животных. «Взять!..» – сегодня наш язык. И если люди когда-то поклонялись язычеству, то сегодня зубачеству и деньгам.
Как ни прискорбно, но часто, прикрываясь любовью к животным, люди при помощи собак решают свои шкурные проблемы. Родители компенсируют недостаток своего внимания к детям, семейные пары – отсутствием супружеского взаимопонимания, одинокие люди – неспособность и нежелание строить отношения с окружающими людьми. И домашние животные в этом случае только усугубляют проблемы современного общества, где каждый – за себя, где перестают общаться даже с родителями, а дружба, как понятие, уже выглядит устаревшей. Всё чаще и чаще мы слышим от людей: «Я больше люблю зверей, они не предают и не продают». Чего не скажешь о владельцах собак – ведь брошенных собак становится всё больше и собачий рынок процветает.
На основании отечественных и западных исследований приводится такая цифра: бескорыстно питомцев заводят только 50% людей. Гораздо чаще теми, кто покупает щенка, руководят корыстные мотивы. Мы уже не удивляемся, если на руках состоятельных людей видим разодетую собачонку, которую угощают таким лакомством, цена которого позволила бы какой-нибудь старушке питаться целый месяц. А из интервью со «звездой» мы можем узнать о таких чистокровных собачках, которые стоят как престижные машины. Тщеславие, зависть, нажива – всё это породило собачий рынок, где собаке отвели роль выгодного товара. Появились собаки в «шоколаде» и собаки в подворотне, посередине пропасть, которую не перепрыгнуть даже гончей! Такая же пропасть и между людьми. И невольно подумаешь о крылатых ангелах.
Только где они? Неужели ангелы остались только на старинных гравюрах и на живописных полотнах прошлого? А может ангелы окаменели, и пылятся сейчас в музеях? Ведь даже из этого наследия хорошо видно, что ангелы парили над людьми. Но когда-то и птицы парили над человеком, много птиц, а теперь большинство птиц в «красной книге». Может и ангелы где-то там - между строк «красной книги»?
Случайно или нет, но и космос первыми покоряли собачки. В Советском Союзе все знали собачку Лайка. Но мало кто знал, что среди советских четвероногих космонавтов первой была не Лайка. Имена первых покорителей космоса – Цыган и Дезик. После них летало еще 29 собак. И только 3 ноября 1957 года на орбиту была выведена собака Лайка, упомянутая в Звездном городке на таблице с именами погибших космонавтов. А первый успешный орбитальный полёт с возвращением на Землю 19 августа 1960 года совершили собаки Белка и Стрелка. Выходит и у дворняг есть «крылья»!
Но всему свой срок - миновало это время. А ещё раньше миновала и сказка для нас: отказались от нас наши древние заступники, разлетелись вещие птицы, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи – кажется и конец уже близок… Но Господь не оставляет нас без ангелов. Только теперь ангелы земные, чтобы даже на минуту не оставлять людей без присмотра. А кому это по силам? Только собакам! И бегут между нами собаки, и прямо на бегу спасают наши души. Люди дошли уже до ручки… ножа, пистолета, автомата… до детской ручки голодного беспризорника, который собаке завидует. А если ест хлеб, то делится с бездомным псом – нередко спит с ним. С ангелом спит!
После моих размышлений, возможно, и меня кто-то назовёт псом. Я не обижусь. И уж тем более не стану «лаять» на них, или «выть» на судьбу, а нежно поглажу свою дворняжку. Многому я научился у неё, особенно - терпению. Но разве сравнить наше терпение или нашу любовь с их преданностью людям?
Я никогда не забуду историю собаки Хатико, произошедшей в Японии. Этот пёс родился в 1923 году. Его хозяином был профессор Токийского университета Есабуро Иено. Хатико всегда провожал профессора до станции Сигуя и всегда дожидался его возвращения. Но однажды профессор не вернулся – он умер. А Хатико продолжал его ждать на станции, и ждал девять лет, ждал до последних своих дней. Хатико умер в 1934г. Сегодня на том месте стоит бронзовая статуя ждущего Хатико. И таких собак застывших в камне и в бронзе немало, они есть во многих странах. Эти собаки до последнего вздоха ждали своего хозяина, ждали и верили в его возвращение.
И мы, однажды потерявшие любимого пса, невольно вздрагиваем, когда вдруг увидим похожую собаку - мы сердцем ждём утерянных собак, и остаётся с ними связь как с ангелами… И очень хочется верить в то, что когда-нибудь люди будут вкладывать совсем иной смысл в слово - «собачий». И люди опять станут приветствовать друг друга не «здравствуйте», а как в древности - «радуйся». Радуйся встрече! Как радуются нам знакомые собаки. И, как на остаток старинного уважения к собаке, закончу народным советом: «Не пинай собаку – нето судороги потянут».
Комментариев нет:
Отправить комментарий